Накроется ВАЗом? Что ждет авторынок в 2024 году после декабрьского охлаждения
Эксперты исключают возможность снижения цен на машины Lada дорожают на одном уровне с иномарками Фото: Артем Краснов / 74.RU Автомобили непрерывно дорожали последние 20 лет, но такого взрыва (окей, хлопка) прайс-листов,
Эксперты исключают возможность снижения цен на машины
Lada дорожают на одном уровне с иномарками
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Автомобили непрерывно дорожали последние 20 лет, но такого взрыва (окей, хлопка) прайс-листов, как в 2023 году, мы не видели никогда: ценовые рекорды били не только китайские марки, но и родной АВТОВАЗ — о нем поговорим отдельно. Дошло до того, что в конце года дистрибьюторы стали снижать цены или вводить безусловные скидки, а многие заговорили об окончательном перегреве рынка. Но вот наступил новый год: есть ли шанс, что стоимость автомобилей стабилизуется или снизится?
Красноречивей всего ситуация с ценами в инфографике, на которой мы уже несколько лет отмечаем стоимость наиболее доступной Lada Granta: именно она определяет нижнюю планку цен новых автомобилей. Вазовская модель со своего дебюта в 2012 года подорожала почти в четыре раза, с 229 до 849 тысяч за самую доступную версию. На графике видно, что процесс ускорился в ковидные годы, и локального пика цена «Гранты» достигла весной 2022 года. Дальнейшее снижение обманчиво: летом того года АВТОВАЗ перешел на выпуск существенно упрощенных машин без АБС, подушек безопасности и с двигателями стандарта «Евро-2». Но когда осенью 2023 года «упрощенка» закончилась, стоимость минимальной Granta с АБС, подушкой безопасности и мотором «Евро-5» достигла 848 900 рублей, то есть с начала 2022 года модель подорожала на 43%. А минимальная версия с кондиционером стоит теперь 929 900 рублей.
— Ожидать стабилизации цен, а уж тем более их снижения в 2024 году, конечно, не имеет смысла. Рост цен обязательно будет, и, с одной стороны, он будет определяться продолжающимися инфляционными процессами в экономике, а с другой стороны — государственными мерами воздействия на автопром и авторынок с точки зрения их стимулирования. Очевидно также, что автопроизводители будут проводить свою традиционную ценовую стратегию — покрытие всех производственных и логистических расходов и получение максимально возможной прибыли, причем совершенно не верится, что они будут жестко контролировать ценообразование в своих дилерских сетях. Для грубой оценки динамики цен можно использовать зависимость средневзвешенной цены автомобиля от показателя официальной годовой инфляции. Так, например, в 2022 году инфляция составляла 12%, а рост цены — 29%, в 2023 году эти показатели прогнозируются на уровнях 7,5% и 21% соответственно. И если в бюджете РФ на 2024 год показан прогноз по минимальной инфляции 4,5%, то рост цены может составить уже не менее 10–12%.
Затоваривания постараются избежатьОпрошенные нами дилеры считают, что небольшое снижение цен в конце 2023 года было скорее тактическим маневром, призванным сбалансировать спрос и предложение: если в первой половине года рынок был дефицитным, то ко второй половине 2023 года китайские марки наладили регулярные поставки, в результате накопились обширные склады машин. Для стимуляции спроса до Нового года ряд марок и ввел дополнительные скидки. Но с учетом этого опыта планы поставок автомобилей в 2024 году будут консервативнее, чтобы исключить новое затоваривание складов. Снижение цен возможно на машины 2023 года выпуска, но обычно их запасы кончаются к весне.
Цены на китайские автомобили росли весь год
Фото: Артем Краснов / 74.RU
В остальном веских экономических причин снижать стоимость автомобилей нет. В числе основных факторов, толкающих цены вверх, эксперты называют сравнительно дешевый рубль, общую инфляцию, выросшие утильсборы , трудности с логистикой , а также существенный рост ключевой ставки Банка России .
Если в сегменте автомобилей дороже 2 миллионов рублей наметилась серьезная конкуренция между китайскими брендами, то ниже этой планки почти безраздельно властвуют АВТОВАЗ и УАЗ. При этом тольяттинский автогигант столкнулся с производственными сложностями, и рынок, вероятно, способен поглотить больше лоукостеров, чем выпускают в Тольятти. В отсутствие конкурентов это позволяет держать стоимость на высоком уровне.
Тоска по бюджетным иномаркамВ прежние времена конкуренцию топовым «Ладам» составляли иномарки российской сборки, компоненты для сборки которых ввозили беспошлинно или по невысоким ставкам. Но после 2022 года в России остался единственный функционирующий завод по производству иномарок, Haval, к которому в течение 2022 и 2023 года присоединились «Москвич», «Автотор» и еще несколько предприятий по сборке китайских машин. Однако их продукция имеет пока низкую локализацию и не претендует на льготы правительства, поэтому и цены мало отличаются от прямого импорта. Для радикального снижения стоимости нужен новый проект по сборке иномарок с высокой локализацией, но китайские компании пока даже не декларируют таких задумок. И в любом случае их запуск обычно занимает несколько лет.
Инфографика: Семен Казьмин / 74.RU
В сухом остатке получается, что наиболее благоприятный сценарий для российского авторынка — это плавный рост цен в темпах, превосходящих общую инфляцию. При этом не исключены и «черные лебеди», например, резкое обесценивание рубля наверняка спровоцирует новую ценовую эскалацию.
Составить конкуренцию недорогим моделям может новая марка Jetta (по сути, Volkswagen китайской сборки). А вот параллельный импорт автомобилей потихоньку сходит на нет . В 2024 году может снова заработать завод Hyundai под Петербургом .
Редактор раздела «Авто»
Последние новости
Новый фермерский островок открылся в Архангельске
Продукция местных производителей теперь доступна в гипермаркете «Лента»
Лесопатологическое обследование в Вологодской области
Инженеры проводят важные работы по оценке состояния лесов.
Поздравление психологам с профессиональным праздником
Психология — это призвание, требующее безграничной доброты и понимания.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований