23 областных закона принято на майской сессии областного Собрания
Всего в ходе сессии рассмотрен 31 законопроект. 22 проекта областных законов инициированы губернатором области, восемь – депутатами областного Собрания, один – прокуратурой области.
Всего в ходе сессии рассмотрен 31 законопроект. 22 проекта областных законов инициированы губернатором области, восемь – депутатами областного Собрания, один – прокуратурой области. 23 областных закона приняты во втором чтении, из них 16 внесены губернатором области.
Шесть законопроектов, инициированных губернатором области, приняты сразу в двух чтениях. Они в ближайшее время поступят для подписания главе региона.
Семь проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на очередной сессии, которая состоится 22 июня 2022 года, шесть из них внесены губернатором области и один – прокуратурой области.
Поправки к Уставу области, бюджетные и налоговые вопросы, создание Няндомского муниципального округа – в центре повестки прошедшей сессии.
Поправки к Уставу областиТакой областной закон принят во втором чтении по инициативе губернатора области. Его разработка обусловлена реализацией нового Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Также учтена необходимость развития норм Устава области в связи с совершенствованием конституционно-правового регулирования статуса и полномочий субъектов Федерации. Изменения касаются прежде всего правового статуса губернатора области, областного Собрания, правительства области, исполнительных органов региональной власти и лиц, замещающих государственные должности области.
Поправки к Уставу реализованы в областном законе «О правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области».
Такие изменения, подготовленные правовым департаментом, также поддержаны во втором чтении. Помимо реализации поправок в Устав области, в областном законе дополнительно предусмотрен механизм упразднения исполнительных органов региональной власти, аналогичный процедуре упразднения федеральных органов исполнительной власти, предусмотренной Указом Президента России.
Изменения в областной бюджет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годовВ первом и втором чтениях приняты изменения в областной закон «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Первый блок изменений касается увеличения бюджетных ассигнований на осуществление взноса в уставный капитал акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» в сумме 350 млн рублей.
Второй блок изменений, со слов министра финансов области Елены Усачевой, направлен на оптимизацию структуры государственного долга области в текущем году и оказание поддержки муниципалитетам.
Совершенствование бюджетного процессаПоддержаны в двух чтениях комплексные изменения в областной закон о бюджетном процессе.
В рамках первого блока изменений введена правовая основа для применения электронного документооборота в отношении документов, предоставляемых в областное Собрание и Контрольно-счетную палату области одновременно с проектами областных законов об областном бюджете и бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования области на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений и дополнений в такие областные законы, отчетами об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда. В этих целях будет использована информационная система документооборота, применяемая в органах власти.
По мнению Елены Усачевой, указанные правки позволят оптимизировать процедуру внесения проектов областных законов и постановлений областного Собрания по бюджетным вопросам, а также выполнить требования к цифровизации сферы государственного управления.
Согласно второму блоку изменений, в областное Собрание и Контрольно-счетную палату области предоставляется отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за первый квартал текущего финансового года.
Третьим блоком правок упрощен порядок рассмотрения проекта областного закона об областном бюджете. Исключена процедура подготовки комитетом областного Собрания по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политике и правовым управлением аппарата областного Собрания предварительных заключений на данный законопроект на предмет его соответствия требованиям областного закона. Скорректированы сроки отдельных этапов рассмотрения проекта областного закона об областном бюджете и бюджете территориального ОМС области.
В соответствии с четвертым блоком изменений усовершенствована процедура предоставления государственных гарантий области с учетом положений Бюджетного кодекса России.
Предоставление субсидий из областного бюджетаОбластной закон принят во втором чтении с учетом изменений в Бюджетный кодекс России, а также судебной практики по вопросам предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в зависимости от места их регистрации.
Документом скорректированы отдельные бюджетные полномочия правительства области, процедура обязательной проверки соблюдения некоммерческими организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета, а также исключено из отдельных областных законов условие об обязательной регистрации организаций для получения субсидий из областного бюджета.
Продление на один год «налоговых каникул» для начинающих индивидуальных предпринимателейОбластным законом, принятым в первом и втором чтениях, продлен до 31 декабря 2024 года срок действия установленных областным законом льгот по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в виде нулевых налоговых ставок для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. До этого такие льготы применялись до 31 декабря 2023 года включительно.
Заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев пояснил, что указанные изменения подготовлены в связи с изменениями в Налоговом кодексе России.
Няндомский муниципальный округСразу в двух чтениях поддержан областной закон о создании Няндомского муниципального округа, подготовленный правовым департаментом совместно с органами местного самоуправления Няндомского муниципального района. Он представлен на сессии главой преобразуемого муниципального района Александром Кононовым.
Инициатива о преобразовании городского и сельских поселений, входящих в состав Няндомского муниципального района, путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Няндомского муниципального округа исходила от главы указанного района.
Днем создания нового муниципального округа определено 1 июня 2022 года. Переходный период указанного преобразования – со дня вступления в силу положений законопроекта до 1 января 2023 года. По окончании данного периода с 1 января 2023 года в области в полном объёме начнут работу органы местного самоуправления Няндомского муниципального округа.
Реализация Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»Поправки внесены в соответствующий областной закон, согласно которому информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг областными организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания за отчетный год включалась в ежегодный отчет о результатах деятельности правительства области, представляемый губернатором области.
Сейчас такая информация представляется в форме отдельного публичного отчета губернатора области.
Также первый заместитель губернатора области – председатель правительства области наделен полномочием по внесению в областное Собрание депутатов проектов областных законов об утверждении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении его за прошедший финансовый год.
Согласно другому принятому в данной сфере проекту областного закона, с 1 января 2023 года предусмотрено применение Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В этой части такие изменения внесены в 30 областных законов.
Законодательство в сфере противодействия коррупцииПо указанным вопросам в первом чтении поддержаны два законопроекта.
Первым из них с учетом Федерального закона от 1 апреля 2022 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается распространить на кандидатов на должность губернатора области и депутатов областного Собрания обязанность по отражению в сведениях о расходах информации о сделках, связанных с приобретением цифровых финансовых активов и цифровой валюты. В силу данного законопроекта также из перечня имущества, подлежащего декларированию, исключены акции, поскольку информация о них отражается в сведениях о ценных бумагах.
Вторым проектом областного закона в связи с принятием двух федеральных законов в указанной сфере предлагается ввести законодательные механизмы:
применения мер ответственности (дифференцированных или в виде досрочного прекращения полномочий) к депутатам областного Собрания за коррупционные нарушения; уведомления депутатами областного Собрания комиссии областного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и органов прокуратуры обо всех случаях обращения к ним лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений; обеспечения сообщения депутатами областного Собрания о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принятия мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта.В рамках указанного законопроекта также реализуется новый механизм контроля за законностью получения денежных средств публичными должностными лицами. Изменениями предлагается комплексно урегулировать процедуру истребования у проверяемых лиц сведений, подтверждающих законность получения денежных средств на счета в банках и (или) иных кредитных организациях в сумме, превышающей совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года. Данная процедура разделена по видам органов публичной власти и должностных лиц, в отношении которых может проводиться проверка.
Развитие институтов гражданского обществаТакие комплексные изменения поддержаны во втором чтении.
Первый блок изменений обусловлен созданием и деятельностью в области автономной некоммерческой организации «Губернаторский центр «Вместе мы сильнее».
Возможность создания единого регионального ресурсного центра по поддержке СОНКО предусмотрена положением о грантах Президента России, предоставляемых на развитие гражданского общества, утвержденного Указом Президента России от 30 января 2019 года № 30.
Оно предусматривает возможность софинансирования расходов на оказание на конкурсной основе поддержки некоммерческим неправительственным организациям в субъектах Федерации через такие единые центры.
Согласно законопроекту, правительство области вправе принять решение о создании автономной некоммерческой организации в целях финансовой, имущественной, информационной, консультационной и иной поддержки социально ориентированных НКО. В случае наделения автономной некоммерческой организации полномочиями по оказанию на конкурсной основе финансовой поддержки (в форме грантов) социально ориентированным НКО данной организации из областного бюджета предоставляется субсидия для оказания такой поддержки.
Второй блок правок касается совершенствования правового статуса, процедуры формирования и деятельности Общественной палаты области, а также гарантий деятельности ее членов.
Третий блок изменений направлен на дальнейшее развитие механизмов общественного контроля.
Увеличен возраст молодых специалистов для выплаты процентной надбавки к зарплате в полном объемеОбластной закон принят во втором чтении.
Согласно документу, с 30 до 35 лет включительно увеличен возраст молодежи, работающей в областных учреждениях и органах региональной власти, имеющей право на выплату в полном объеме процентной надбавки к зарплате с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случае проживания в этих районах и местностях не менее пяти лет.
Изменения в сфере образованияИзменения в областной закон «Об образовании в Архангельской области», разработанные министерством образования области, приняты во втором чтении.
В областной закон введена правовая основа для предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, возникающих в связи с реализацией мероприятий по обеспечению условий для развития кадрового потенциала муниципальных образовательных организаций. Данный механизм уже урегулирован постановлением правительства области.
Законоположение о выплате педагогическим и иным работникам образовательных организаций единовременного выходного пособия в размере трех окладов (должностных окладов), а также об определении ставок заработной платы при выходе работника на пенсию по возрасту впервые или состоянию здоровья приведено в соответствие с Трудовым кодексом России.
Усовершенствована методика предоставления субвенций за счет средств областного бюджета на приобретение детям-сиротам жилых помещенийТакой областной закон, подготовленный министерством образования области совместно с правовым департаментом, принят сразу в двух чтениях.
Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании для расчета субвенции, предоставляемой местным бюджетам муниципалитетов на реализацию государственных полномочий по приобретению детям-сиротам жилых помещений спецжилфонда, утверждается постановлением правительства области.
Указанный расчетный показатель определяется дифференцированно – по муниципалитетам на основании фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в конкретном муниципальном образовании, рассчитанной органами местного самоуправления на основании данных, полученных путем запроса предложений о начальной (максимальной) цене жилья в муниципалитете на конец второго квартала текущего года.
До этого такая рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья утверждалась в рамках областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Данными правками предусмотрена также возможность по мотивированному предложению органа местного самоуправления корректировки установленной средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципалитете в случае изменения фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в данном муниципалитете в течение текущего финансового года.
Министр образования Олег Русинов отметил, что реализация указанных изменений уже в текущем году позволит более оперативно и эффективно использовать средства указанных субвенций.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их правВ силу принятого в первом чтении проекта областного закона в данной сфере Архангельская городская Дума вправе образовать единую муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочия которой распространяются на все территориальные округа городского округа.
Игорь Андреечев пояснил, что данные изменения разработаны в связи с обращением администрации городского округа «Город Архангельск».
С его слов эти изменения позволят повысить эффективность реализации органами местного самоуправления городского округа «Город Архангельск» переданных государственных полномочий в указанной сфере.
Усилены государственные гарантии трудовой занятости инвалидовУказанный проект областного закона поддержан в первом чтении.
Он разработан правовым департаментом в связи с изменениями федерального законодательства в данной сфере.
Законопроектом скорректирована процедура расчета количества рабочих мест для приема на работу инвалидов. Такие квоты рассчитываются работодателями ежегодно (до 1 февраля) исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года. Конкретное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов на очередной календарный год фиксируется в локальном правовом акте работодателя.
В связи с этим законопроектом скорректирован также срок представления работодателями в областной центр занятости населения информации о количестве работающих у них инвалидов и количестве созданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году установления квоты (до 31 марта текущего календарного года).
В качестве основания для перерасчета квоты для приема на работу инвалидов предусмотрено уменьшение среднесписочной численности работников за прошедший месяц. Такой перерасчет осуществляется работодателем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников.
Законопроектом расширена сфера взаимодействия работодателей и областного центра занятости населения.
По обращениям работодателей данный центр должен оказывать им содействие в следующих направлениях: подборе кадров из числа инвалидов на вакантные рабочие места, а также расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов, а также реализовывать иные меры, направленные на трудоустройство инвалидов.
Введен институт помощников уполномоченного при губернаторе по правам ребенкаТакой областной закон, подготовленный аппаратом уполномоченного при губернаторе по правам ребенка совместно с правовым департаментом, принят во втором чтении. Им установлены требования к помощникам данного уполномоченного, определен их правовой статус.
За основу указанных правок взяты аналогичные положения областного закона в отношении помощников уполномоченного по правам человека в области.
Границы территорий Коношского муниципального района получили закреплениеВ первом чтении поддержан законопроект, которым утверждены план и описание границ территорий Коношского муниципального района.
Он подготовлен правовым департаментом совместно с министерством строительства и архитектуры области в связи направлением Росстатом в правительство области перечня расхождений в наименованиях и типах географических объектов, наименованиях муниципалитетов.
Изменения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийПо указанным вопросам поддержаны изменения во втором чтении.
Областное министерство труда, занятости и социального развития разрабатывает и утверждает административные регламенты предоставления государственных услуг по назначению за счет средств областного бюджета:
выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера; выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера; выплаты единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера вред здоровью; выплаты единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера.В настоящее время указанные государственные услуги предоставляются региональным министерством труда, занятости и социального развития совместно с подведомственным государственным учреждением.
Изменения в сфере градостроительной деятельностиТакие правки, разработанные правовым департаментом и принятые во втором чтении, предусматривают:
реализацию в областном законе положений ряда федеральных законов.Это касается корректировки состава схемы территориального планирования муниципального района; процедур принятия решений о внесении изменений в разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, решений о признании объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности области, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, решений по отнесению объектов, строительство, реконструкция которых не завершена, к незавершенным объектам капитального строительства, а также процедуры формирования и ведения регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства;
порядок утверждения комплексной схемы инженерного обеспечения территории и наделение полномочиями министерства строительства и архитектуры области; расширение перечня видов объектов трубопроводного транспорта, подлежащих отображению на схеме территориального планирования области. «Правительственный час» и докладыВ рамках «правительственного часа» министр строительства и архитектуры области Владимир Полежаев представил информацию о ходе строительства, реконструкции, капитальном ремонте и финансировании объектов государственной и муниципальной собственности, включенных в государственные программы области и областную адресную инвестиционную программу, в 2021 году и текущем периоде 2022 года.
С докладом о состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории области за 2021 год выступил уполномоченный при губернаторе по защите прав предпринимателей Иван Кулявцев, а с докладом о результатах деятельности уполномоченного при губернаторе по правам ребенка за 2021 год – детский омбудсмен Елена Молчанова.
Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области
Последние новости
Спасительное рукоделие. Как добровольцы Онежского района плетут сети для СВО
Глава Онежского района Вера Пономарева встретилась с членами волонтерского движения «Все для победы».
ЛАДЬЯ. Зимняя сказка-2024
Предприниматели Онежского района принимают участие в Выставке-ярмарке народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ.
Региональный совет по взаимодействию с Движением Первых
Глава Онежского района Вера Пономарева совместно с активистами и специалистами местного отделения приняла участие в региональном координационном совете по взаимодействию с Движением Первых при Губернаторе Архангельской о
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку