«Главное — выжить!»: призер конкурса National Geographic рассказал о работе фотографа в Арктике

Архангельский фотограф Николай Гернет занял второе место за снимок белого медведя на Земле Франца-Иосифа.

Архангельский фотограф Николай Гернет занял второе место за снимок белого медведя на Земле Франца-Иосифа.

Николай Гернет   /  Национальный парк «Русская Арктика»

На этой неделе были подведены итоги престижного фотоконкурса от журнала «National Geographic Russia»   «Дикая природа России» . Второе место за снимок белого медведя с Земли Александры весной 2021 года получил архангельский фотограф Николай Гернет.

Николай с 2013 года работает в национальном парке «Русская Арктика» . Он рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, как полюбил Арктику, сумел устроиться фотографом в арктический национальный парк

Мечты об Арктике

По словам Николая, он с ранних лет увлекается севером и любит его. Поэтому в первой полярной экспедиции оказался в годы студенчества, приняв участие в экспедиции на остров Колгуев от Северного Государственного Медицинского Университета.

«Мы прожили там около месяца. На Колгуеве в начале двухтысячных я снимал еще на уровне работника университетской газеты, это был не конкурсный уровень фотографии. Но каждый опыт арктических экспедиций для меня был положительным, я кайфовал от Арктики и северов и старался забраться всё дальше и дальше», —  вспоминает Николай.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

В 2005 и 2008 годах Николай участвовал в экспедициях проекта «Красный Чум» , в рамках которого кочевал с ненецкими оленеводами больше месяца. В Интернете много фотографий оленеводов, но там чаще представлены традиционные праздники народов Севера. А вот изображений повседневной жизни ненцев не так много.

«То, как они стирают одежду, как готовят пищу —  это все интересные детали, которые позволяют рассказать об их жизни. Я сам погрузился в это, у меня была своя упряжка. Ведь чаще всего жизнь фотографа и его съемки это зачастую истории не про художественных героев, а про конкретных людей. И у этих людей совершенно другие жизненные навыки. Семилетний ребенок, если потеряется в тундре, то даже через пару дней не умрет с голоду, не утонет в болоте, не замерзнет —  он сам вернется к семье. Я видел, как дети ориентируются в тундре, что с семи лет они могут управлять упряжкой на уровне взрослого человека. Я на всю жизнь запомнил заповедь оленеводов —  не брать у природы больше, чем нужно», —  подчеркнул Николай

Позднее Николай некоторое время прожил в Москве, но когда открылся национальный парк «Русская Арктика» , приехал в Архангельск и около года целенаправленно пытался туда устроиться, в итоге попал в экспедицию.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

«Тогда проводилась большая экспедиция на Землю Франца-Иосифа, я ездил волонтером со съемочной группой National Geographic. До сих пор помню, что хотя ребята из National Geographic объехали весь мир, Земля Франца-Иосифа даже для них стала откровением. Я тоже был в восторге от увиденного, а главное, сумел доказать, что могу пригодиться парку как фотограф», —   рассказал Николай.

Теперь Николай Гернет работает в «Русской Арктике» и постоянно снимает красоты крайнего севера.

Правила полярного фотографа

Как сотрудник «Русской Арктики», Николай Гернет имеет ряд юридических и этических ограничений по работе фотографа. Так, с опорных пунктов парка нельзя выходить в одиночку.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

«Мне всегда нужна вторая пара глаз и вторая пара рук, которые держат фальшфейер, ракетницу или ружье, потому что когда ты фокусируешься на кадре —  отключаешься от окружающего мира. Чтобы сделать любую фотографию, всегда нужен помощник. При этом у других сотрудников парка есть их собственные обязанности, поэтому приходится привлекать людей, у которых выходной, или отдыхающих после смены. Либо самому вписываться в какие-то рейды, когда есть место на снегоходе или в вездеходе —  можно добираться до определенных локаций», —   поделился Николай.

В национальном парке фотограф не может себе позволить ради эффектного кадра беспокоить животных. Но это было бы и нарушением этического кодекса фотографов дикой природы, если выяснится, что он как-то вмешивается в привычную жизнь животных, такую фотоработу снимут с конкурса и занесут участника в черный список. Впрочем, Николай говорит, что в дикой природе, человек становится свидетелем ситуаций, о которых не мог бы и подумать до начала съемки.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

Первое, о чем должен помнить фотограф, отправляясь работать в Арктику — удобная одежда. Весенние экспедиции проходят в условиях экстремальных температур и холодных ветров. Николай говорит — собираясь в них нужно заранее знать, как выжить. Ожидание красивого кадра может занять несколько часов, и за это время фотограф не должен отморозить себе руки-ноги-пальцы, ведь ни один кадр не стоит того, чтобы как-то пострадать.

«Есть правило, что чем хуже погода, тем лучше фотография. И оно работает —  часто можно увидеть, что в конкурсах побеждают не фото спокойных и солнечных дней, а бурь, ураганов, туманов. Члены жюри сами заинтересованы отметить работу фотографа, который сделал нестандартный снимок», —  отметил Николай.

При этом в Арктике нет ни фотомагазинов, ни фотомастерских, а условия эксплуатации техники в этих широтах прописаны в инструкциях, как не гарантийные. Поэтому в месячную экспедицию вся техника берется с двух а то и трехкратным запасом. Николай берет с собой два штатива, два фотоаппарата, несколько объективов, чтобы хотя бы что-то осталось для съемок, если рюкзак вдруг утонет. Запасная техника должна лежать на базе.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

Когда условия для съемки созданы, наступает время фотографа проявить личное мастерство. Он должен разузнать, где животные могут находиться в данный момент времени. Для этого надо как изучать их повадки в теории, так и обращаться за советом к постоянным жителям полярных станций. Нужно знать точное время рассвета-заката на неделю вперед, иметь максимально точный прогноз погоды, и при всем при этом надеяться на особую фотографическую удачу.

«Везет, как правило, тем, кто много страдает. Хотя иногда и не везет. Пару лет назад был случай, когда один мой знакомый, очень хороший фотограф, входящий, пожалуй, в тройку лучших российских фотографов дикой природы, приехал в «Русскую Арктику». Наши пути пересеклись, и я спросил у него, как дела. Он ответил «Коля, я здесь уже две недели – и ни одного медведя! Ты понимаешь, ни одного! Я уже все про них знаю, где они должны быть – но нет их». Так что какая-нибудь экспедиция может быть абсолютно пустой, и к этому надо быть готовым. Но если ты ездишь много и надолго – тебе обязательно повезет», —  обнадеживает Николай.

Один из главных принципов фотографа дикой природы — если в кадре появилось животное, нужно фотографировать его максимальное количество раз, не выжидать момента, забить фотографиями всю имеющуюся память. Даже если 99 % материала пойдет на выброс, среди него может оказаться та самая искомая работа.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

«Бытует мнение, что профессиональный фотограф сразу же может сделать шедевр. Но нет, многие кадры могут уйти в нерезкость, смазаться. Чем интереснее кадр ты хочешь сделать, тем нестандартнее будет ситуация по съемке. У большинства профессиональных фотографов в бэкграунде очень много простых снимков, но мастерам они быстро надоедают. Год-два-три ты снимаешь просто стандартно красиво, но потом приходит понимание, что ты уже не хочешь делать такие кадры, и начинаешь переходить на эксперименты. А при таких переходах количество брака возрастает в геометрической прогрессии», —  говорит Николай.

Именно такие снимки Николай делает уже порой сверх рабочих задач национального парка, чтобы затем отправить их на профессиональные конкурсы.

Участие в конкурсах

Николай Гернет с ностальгией вспоминает конкурс The Best of Russia ,  в его рамках отбиралось полторы сотни снимков, отражающих срез жизни за год, работы архангелогородца входили в финальную подборку.

Фотограф постоянно отправляет снимки для участия в трех мероприятиях. Очень знаковым из проходящих в России Николай считает конкурс «Золотая черепаха» . Даже выход в финал, без занятия призового места, считается престижнейшим достижением для российских фотографов дикой природы.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

Проект National Geographic Russia, «Дикая природа России» считается максимально профессиональным, так как там всегда много места уделяется подбору жюри. Николай  несколько раз занимал в нем вторые-третьи места в разных номинациях.  Так же он отмечает конкурс «Самая красивая страна» от Российского географического общества.

«Я выходил в финал и этого конкурса. Но при этом около десяти лет руковожу фотошколой, так что там побеждали уже мои ученики. Для меня это победа вдвойне —  если твои ученики не стали лучше, чем ты, значит, ты плохой учитель. Я всегда помогаю молодым ребятам, снимающим дикую природу, попасть в экспедиции, стараюсь мотивировать их посылать работы на конкурсы. А когда они побеждают, меня это радует больше, чем собственные победы. Когда ты вложил частичку себя в другого человека, кажется, что жизнь прошла не зря. Когда ты оставил после себя не только красивые фотографии, но и учеников, которые эти знания передадут дальше. Есть некий взгляд на мир дикой природы, и когда ты видишь, что фотографии с похожим взглядом не просто делаются, но и занимают призовые места в фотоконкурсах —  это классно», —  поделился Николай.

Архангелогородец подчеркивает — есть еще много интересных мировых фотоконкурсов, но для него принципиально принимать участие только в тех из них, где участие бесплатное.

Новая победа

Что касается новой работы Николая Гернета — снимка белого медведя, то она стала своеобразной данью памяти известному российскому художнику Александру Борисову . Фотограф со своей стороны пытался по-своему передать фактуру, цвет и настроение его картин.

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

«Для меня он является несомненным кумиром с точки зрения подачи Арктики, как композиционно, так и в цветовой гамме. У него прекрасные глубокие тени, так называемый контровой свет для картин. Я был в тех местах, которые он писал, видел их вживую. Его очень часто обвиняли, что он приукрашивал Арктику, вкладывал какие-то несуществующие цвета. Так вот, могу сказать —  на картинах Борисова правда и только правда»,  —  заявил Николай.

Снимок сделан во время выезда с группой ученых, работавших весной 2021 года в экспедиции по изучению белых медведей. До места съемки от базы исследователей пришлось ехать около пятидесяти километров. 

Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет

«Когда я увидел медведя, идущего на фоне ледника, я мог его снять крупно —  телеобъектив это позволял. Но я принял решение отснять медведя в масштабе, чтобы показать огромный ледник. Эта работа лучше смотрится в большом размере —  тогда можно увидеть всю громаду Арктики!» , —  отметил Николай.

Подводя итоги участия в конкурсе, Николай Гернет говорит, что его полностью устраивает второе место в конкурсе — он видел много сильных работ, которые удалось обойти. Быть названным в числе лучших большая честь для него, и как фотографа, и в качестве сотрудника национального парка «Русская Арктика».

Евгений Богучарский Корреспондент

Последние новости

Дошколята знакомятся с Майской горкой в Архангельске

Воспитанники подготовительной группы детсада №10 "Родничок" совершили пешую прогулку к памятным местам.

Арктический вертолёт совершил первый тренировочный полёт в Архангельске

Готовность воздушного судна оценили глава регионального МЧС и губернатор.

В Няндоме модернизируют аквакультурное производство

Сегодня на предприятии во время рабочей поездки в Няндомский округ побывал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *