Наблюдение за дистанционным электронным голосованием должно происходить по единому стандарту
Все больше граждан России выбирают дистанционный формат участия в выборах.
Все больше граждан России выбирают дистанционный формат участия в выборах. Об этом было заявлено во время презентации доклада «Развитие института общественного наблюдения в условиях цифровизации избирательного процесса» 27 июня в Общественной палате РФ.
Доклад подготовили эксперты ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ), а его обсуждение на площадке ОП РФ инициировала Комиссия по общественному контролю и работе с обращениями граждан.
Россия стремительно развивает технологии, сохраняя при этом свои уникальные разработки и суверенитет.
В сентябре этого года в России пройдет единый день голосования, когда в 25 регионах нашей страны более 20 миллионов человек смогут принять участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). В этом году и Архангельская область присоединилась к 24 другим регионам России которые смогут голосовать в таком формате.
Заместитель председателя Комиссии по общественному контролю и работе с обращениями граждан Максим Григорьев в своем докладе подробно рассказал о том, как система голосования в России адаптируется к меняющемуся современному миру.
«Цифровизация является глобальным процессом, охватывающим все стороны общественной жизни. В том числе идет цифровизация государственных органов власти. Россия по этому показателю находится на очень хорошем уровне по сравнению с многими странами мира. Конечно, основные процедуры голосования также постепенно перестраиваются с учетом того, что происходит во всей стране», — рассказал спикер.
По словам Максима Григорьева, главным направлением цифровизации избирательного процесса в России является внедрение системы ДЭГ. Она позволяет избирателям проголосовать наиболее удобным для них способом — с помощью мобильного телефона.
«Понятно, что внедрение ДЭГ приводит к усложнению выборов, возникает больше способов голосования, но для избирателей это влечет упрощение волеизъявления и повышение доступности выборов», — подчеркнул спикер.
Среди основных эффектов цифровизации избирательного процесса Максим Григорьев выделил увеличение явки избирателей за счет доступности выборов, обеспечение принципа равенства голосования в условиях мобильности избирателей, оптимизацию процесса организации выборов и экономию средств.
Спикер также напомнил, что цифровизация избирательного процесса в России посредством внедрения ДЭГ не является внезапной и безосновательной. По его словам, первые шаги по автоматизации выборов делались еще в 1990-е годы, в 2000-е формировалась базовая инфраструктура, в 2010-е проходило тестирование цифровых инструментов. Граждане России хорошо ознакомлены с технологией электронного голосования. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2021 году, более 80 процентов граждан знают, как голосовать дистанционным путем, больше половины относится к этой процедуре положительно. При этом очень важно то, что те люди, которые берут электронный бюллетень для голосования на выборах, действительно это и делают. Явка электронных участников выборов превышает 80 процентов, заявил Максим Григорьев.
При этом эксперт подчеркнул, что электронное голосование, как и любое новшество в избирательном процессе, выдвигает новые требования к организации и проведению выборов.
«Система наблюдения за выборами должна отвечать применяемым процедурам, обеспечивая контроль процедурой голосования и подсчета голосов, соблюдением избирательных прав граждан. Важными объектами контроля становится безопасность персональных данных избирателей, целостность системы ДЭГ, контуры которой защищены как от внутренних, так и от внешних вмешательств. Эффективное наблюдение за ДЭГ требует комбинации цифровых и традиционных форм общественного контроля, особенно зарекомендовавших себя в последние годы и способных к встраиванию в формат дистанционного голосования», — полагает спикер.
Сформированная в России правовая база, по мнению Максима Григорьева, позволяет в полной мере осуществлять такое наблюдение. Законодательство предусматривает, что все процедуры, осуществляющиеся на площадке ТИК ДЭГ на всех этапах выборов, включая генерацию и сборку ключей шифрования, единое опубликование результатов, общее состояние системы — постоянно находятся под контролем наблюдателей, как непосредственно находящихся в помещении, так и осуществляющих дистанционное наблюдение, подчеркнул он.
Также, Максим Григорьев рассказал о роли Общественной палаты РФ в развитии системы ДЭГ. Он отметил, что в настоящее время идет разработка единого стандарта ДЭГ Общественной палаты РФ, который поможет регионам использовать на одинаковом уровне федеральную систему ДЭГ.
Председатель ассоциации НОМ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод отметил, что его ассоциация неоднократно анализировала применение ДЭГ на выборах разных уровней.
На заседаниях и диалоговых площадках СПЧ также неоднократно обсуждалось применение системы ДЭГ и велись дискуссии по ее совершенствованию.
«Эти дискуссии могут продолжаться, но уже сейчас совершенно ясно, что развитие дистанционного голосования никак не остановить. Это удобно, эффективно, безопасно. Цифровизация общественных отношений — неотвратимая реальность, а дистанционное электронное голосование прочно входит в жизнь россиян», — полагает правозащитник.
По его мнению, сильный толчок развитию дистанционных процедур, в том числе и ДЭГ, придала пандемия коронавируса.
«Неоспоримые преимущества цифровизации делают ее высоко конкурентной во всех сферах общественных правоотношений. Но риски, являющиеся сопутствующей составляющей любых новаций, требуют от научного и правозащитного сообщества детальной проработки всех нюансов цифровизации политических и электоральных процессов», — заявил Александр Брод.
Он подчеркнул, что инструменты наблюдения за ДЭГ несколько отличаются от наблюдения на избирательном участке, методику которого российские правозащитники отрабатывали и оттачивали почти 20 лет. Тем не менее нельзя сказать, что мы только в начале пути выработки инструментов, обеспечивающих открытость и гласность цифровых электоральных процедур, продолжил спикер.
«Уже наработан определенный арсенал этих инструментов, который успешно опробован при использовании ДЭГ на выборах последних лет. Для правозащитников важно поддержать и укрепить доверие граждан к процедуре ДЭГ, а оно зиждется не на домыслах и предположениях, а на предметном знании и понимании процесса. У общества должно укорениться понимание того, что голос каждого подменить в электронных недрах не сможет никто. Избиратель должен знать, как устроено ДЭГ, какие этапы проходит электронный бюллетень. При этом бюллетень, все персональные данные должны быть надежно защищены», — считает Александр Брод.
Он добавил, что необходимо вести правовое просвещение населения в сфере электронного голосования с использованием СМИ и соцсетей, институтов гражданского общества, включать вопросы электронного голосования в программы обучения профильных специальностей вузов: «Должны появиться сообщества IT-специалистов, юристов, общественников — своеобразная коалиция сопровождения и развития ДЭГ».
По словам IT-эксперта, заместителя председателя ТИК ДЭГ прошлого созыва Олега Артамонова , ДЭГ является технологически сложной системой, поэтому работа с ней и наблюдение за этой работой требуют определенных навыков.
«Одна из больших проблем ДЭГ — отсутствие общепринятых метрик, позволяющих объективно решить, удовлетворяло ли голосование требованиям прозрачности, достоверности и так далее. Для обычных голосований они есть (прозрачные урны, определенные правила работы УИК, достоверность подсчета бюллетеней), для ДЭГ до сих пор они не выработаны», — отметил спикер.
Олег Артамонов полагает, что крайне важно установить единые объективные параметры контроля данного процесса. Эта тема должна обсуждаться с представителями различных политических партий, участвующих в выборах, с субъектами наблюдения и представителями общества, добавил он.
«В свете этого и предложения НОМ, и проект стандарта ДЭГ Общественной палаты РФ выглядят крайне перспективно с точки зрения как повышения прозрачности ДЭГ для избирателя, так и выработки метрик объективной оценки ДЭГ для наблюдателя. Со своей стороны я полностью их поддерживаю», — резюмировал Олег Артамонов.
по материалам Общественной палаты РФ
Последние новости
Обращение к Надежде Аркадьевне
Важное письмо для Надежды Аркадьевны
Бесплатные юридические консультации в Холмогорском районе
Жители получили квалифицированную помощь по правовым вопросам.
Развитие образовательной системы в России
Правительство запускает новые инициативы для улучшения качества образования.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку