Из Архангельска в Северодвинск: гуляем по Заостровью, где есть своя Рублевка и древние храмы
Первая остановка, где местным всё нравится Первая остановка, где местным всё нравится Источник: Полина Авдошина, Иван Митюшёв Этим материалом мы продолжаем серию репортажей «Путешествие из Архангельска в Северодвинск».
Первая остановка, где местным всё нравится
Первая остановка, где местным всё нравитсяИсточник: Полина Авдошина, Иван Митюшёв
Этим материалом мы продолжаем серию репортажей «Путешествие из Архангельска в Северодвинск». Журналисты Антон Данилов и Иван Митюшёв отправились в небольшую экспедицию, чтобы показать, как живут люди в населенных пунктах между двумя городами. Они уже побывали на Левом берегу и Пирсах . Новая остановка — Заостровье.
Источник: Мария Романова, Иван Митюшёв, Антон Данилов
Панельки, коттеджи и древние храмы — всё это Заостровье Заостровье — это большой остров, на котором расположено 25 деревень. Многие из них находятся так близко друг к другу, что напоминают скорее районы небольшого городка, чем самостоятельные поселения.
Источник: yandex.ru
Архитектура здесь разношерстная: традиционные «пятистенки» из сруба соседствуют с советскими панельками и современными особняками. А еще отовсюду виден старинный храм с голубыми куполами.
Источник: Иван Митюшёв
Деревянные дома и особняки соседствуют с панелькамиИсточник: Иван Митюшёв
На острове есть школа, детский сад, больница и даже местная «Рублевка». А еще здесь удивительно хорошие дороги. По главной из них мы добрались до деревень Большое Анисимово и Рикасово — это центральные поселения Заостровья.
Источник: Иван Митюшёв
«Народ города побросал и сюда переехал» Раньше на острове был большой колхоз. Люди приезжали в него со всех уголков Советского Союза, чтобы заработать и устроить свою жизнь. Вот, например, Виталий — он перебрался в Заостровье из Крыма в 1976 году. Тогда еще молодого мужчину привлекли перспективы.
— Приехал, чтобы работать в колхозе водителем. Там [в Крыму] я 70 рублей зарабатывал, а тут полторы тысячи платили. Еще и квартиру трехкомнатную сразу же дали. Я женился да так и остался.
Сейчас Виталию 73 годаИсточник: Иван Митюшёв
О прошлом этого места мужчина вспоминает с гордостью.
— Колхоз миллионер был. Не одна тысяча гектаров. И траву для муки, и картошку, и морковку, и репу — всё выращивали. Молоко, мясо. Всё было. А потом развалили. Свои же. Делили землю, продавали всё.
Постройки, которые остались от колхозаИсточник: Иван Митюшёв
Источник: Иван Митюшёв
Когда колхоз исчез, работы на острове не осталось. Однако Заостровье не опустело.
— Сейчас тут только если в котельной работать. Зато стройку везде затеяли, частные дома делают. Много народа приехало. Города побросали, дома построили и живут. У кого по двое, у кого по трое детей. Школа работает в две смены, потому что мест не хватает.
Маленький домик рядом с больницей почти достроенИсточник: Иван Митюшёв
А вот заканчивают целый особнякИсточник: Иван Митюшёв
О жизни на острове Виталий отзывается положительно. Говорит, что лучшего места ему сейчас вряд ли удастся найти. Конечно, мысли вернуться на родину его посещали, но он от них отказался.
— Мне уже некуда деваться. Я на пенсии, мне 73 года. Ноги не носят — болят. Да и на самом деле я разочаровался этим Крымом еще в мирные времена, в 1972–1976 годах. А сейчас там ***** [СВО] идет. Так что мне некуда больше ехать.
На вопрос о том, что на острове обязательно стоит увидеть, мужчина, не задумываясь, указал на купола, виднеющиеся вдалеке.
— Вы у церквей были? Вот на церкви надо посмотреть. Там их две. Одна каменная, а вторая деревянная. Еще до революции она построена. Я туда изредка хожу.
Источник: Иван Митюшёв
Центральные улицы ведут прямо к храмуИсточник: Иван Митюшёв
«У нас тут небеса на земле» Храмы, которыми гордятся местные жители, расположены в деревне Рикасово. Самый древний из них — деревянный храм Покрова Божией Матери. Его строительство было завершено в 1688 году. Сейчас он функционирует, но только в теплую погоду. Вести в нем службу зимой — очень холодно.
Источник: Иван Митюшёв
Храм Сретения Господня — младше. Его построили в 1878 году. По словам местных, он не прекращал работу даже во времена гонений со стороны советской власти.
Храм Сретения ГосподняИсточник: Иван Митюшёв
Служба в нем идет и зимойИсточник: Иван Митюшёв
В день нашего визита в храме с голубыми куполами не было посетителей. У икон хлопотала Любовь Юрьевна. Пожилая женщина безвозмездно помогает настоятелю — ухаживает за иконами и встречает гостей.
— Я родилась в Архангельске. Работала в Северодвинске всю жизнь. А когда пошла на пенсию, поняла, что не хочу больше жить в городе. Приехала сюда, в Заостровье, чтобы жить в доме моих бабушки и дедушки. Мне здесь очень хорошо.
Любовь попросила ее не фотографировать, зато охотно рассказала свою историюИсточник: Иван Митюшёв
Многие годы женщина работала логопедом в коррекционном детском саду, а сейчас ведет тихую сельскую жизнь наедине с собой. При этом никакого дискомфорта от деревенского быта Любовь не испытывает.
— Когда я заканчивала свою деятельность, я заранее подготовила дом. Провела отопление, водопровод, оборудовала канализацию. Теперь в деревне есть все условия для комфортной жизни, как в городе.
Быт у людей в Заостровье деревенский, но при желании к дому можно провести коммуникацииИсточник: Иван Митюшёв
Для тех, у кого нет своего колодца, есть общественные «журавли»Источник: Иван Митюшёв
Женщина утверждает, что Храм Сретения Господня — это главная достопримечательность Заостровья. Посмотреть на него приезжают не только Архангелогородцы, но и иногородние туристы. Среди верующих это место считается «намоленным».
— В выходные много народу приезжает из города. Говорят, что у нас тут «небеса на земле». Мне кажется, это потому, что у нас службы отличаются от городских. Людей меньше и очень тихо. Можно спокойно молиться.
Кроме нас, в храме никого не было. Это создавало особенную атмосферуИсточник: Иван Митюшёв
При этом Любовь отмечает, что местных в храме видит гораздо реже, чем приезжих.
— У нас заостровских-то теперь осталось очень мало, потому что очень много людей городских приезжают, покупают землю и строят дома. А коренных-то людей становится всё меньше и меньше.
Серьезных проблем в Заостровье, по словам женщины, нет, разве что отсутствие развлечений и работы.
— Тут только клуб и наши храмы. Всё. Больше некуда сходить у нас. И работы нет. В основном люди ездят в город. Тут только социалка: кто-то работает в детском саду, в больнице, в клубе, в магазинах и всё.
Еще одно напоминание о колхозе — старенький грузовикИсточник: Иван Митюшёв
Во время прогулки мы заметили минимум четыре баскетбольных кольца. Все они расположены в разных частях островаИсточник: Иван Митюшёв
Впрочем, это не мешает людям переезжать и привозить с собой детей. До города-то недалеко.
— Сейчас собираются еще одну школу строить в Рикасово. Видимо, есть такая необходимость. Несмотря на то, что работы особо у нас здесь нет, но всё равно люди живут, приезжают, строятся. И детей тут много.
По данным администрации Приморского района, возможность строительства новой школы в Рикасово действительно обсуждалась. В 2023 году местные власти начали подготовку документации для участия в конкурсном отборе проектов по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» на 2024–2025 годы.
Заостровская школа делится на три части: дошкольное отделение, начальная и средняя школаИсточник: Иван Митюшёв
Тут есть даже патриотический центрИсточник: Иван Митюшёв
«Нам не хватает только аптеки» Местную больницу жители Заостровья тоже хвалят. Вот что нам рассказали пенсионерки Нина и Елена.
— Больница новая, ее привели в порядок. Конечно, тут не все врачи, но основные есть. Приемы ведут, педиатры есть, зубной есть, кровь берут, дневной стационар есть. Если специалиста не хватает, ездим в Приморскую поликлинику или Областную больницу, — рассказывают женщины.
Нину и Елену мы встретили у подъезда одной из панелекИсточник: Иван Митюшёв
Квартиры в этих домах раздавали работникам колхозаИсточник: Иван Митюшёв
Единственный минус, говорят женщины, текучка врачей и отсутствие аптеки.
— Врачи часто меняются, и все приходящие. Работают на несколько организаций, поэтому часто приходится очень долго записи ждать. Но так, наверное, сейчас везде. А еще у нас нет аптеки. Все закрылись. Ездим в город за лекарствами.
Заостровская участковая больницаИсточник: Иван Митюшёв
В деревнях есть даже дворники, их работой наши собеседницы тоже довольныИсточник: Иван Митюшёв
Пенсионерки тоже отметили, что сейчас в Заостровье перебираются многие горожане.
— Здесь очень дорого стоит жилье. Точнее, частные дома. Все пытаются сюда приехать, потому что тут близко от города, а воздух хороший и замечательный. Здесь природа красивая, река. Жители все адекватные. Тут замечательно.
Источник: Иван Митюшёв
Источник: Иван Митюшёв
«Сходите на местную Рублевку» Следуя по очищенной и асфальтированной дороге, мы дошли до деревни Кипарово. Тут познакомились с Викторией. Девушка переехала в Заостровье десять лет назад. Вместе с мужем они купили 15 соток за 500 тысяч рублей и построили домик с видом на храм.
— Нам тут очень нравится! Здесь тихо и хорошо, и при этом город очень близко. У нас здесь есть вся инфраструктура и транспортная доступность. Я даже на машине не езжу, потому что автобусы в город ходят регулярно и раз в 20 минут.
Виктория говорит, что даже дорогу тут чистят регулярноИсточник: Иван Митюшёв
На автобусе можно доехать до МРВИсточник: Иван Митюшёв
Отдельно молодая мама отмечает наличие больницы, школы и детского сада.
— Очень важно, что тут есть больница и в ней есть педиатр. У меня ведь маленький ребенок. Есть школа. И при этом мы живем за городом, а не в тесной квартире.
Домики тут разные, на любой вкус, цвет и кошелекИсточник: Иван Митюшёв
Источник: Иван Митюшёв
Еще один плюс — частые фестивали. Летом в Заостровье проводится много активностей, в которых местные жители тоже принимают участие.
— Каждый август у нас тут проводится фестиваль огня «Маяки» . Еще летом музыкальный фестиваль «Кантри Фест» проводят. Это тоже очень интересно.
В завершение разговора Виктория советует нам посетить деревню Верхнее Ладино.
— Сходите на Рублевку нашу местную. Это такой коттеджный поселок новый. Там такие дома красивые. Там на въезде — картонные фигурки, Сифон и Борода. Не ошибетесь.
Сифон и Борода из старого комедийного сериала стоят на страже архангельской РублевкиИсточник: Иван Митюшёв
Дороги тут похуже, зато дома дорожеИсточник: Иван Митюшёв
Многие дома тут еще строятся, но есть и завершенные коттеджиИсточник: Иван Митюшёв
Такой особняк может позволить себе далеко не каждый северянинИсточник: Иван Митюшёв
На единственном перекрестке есть даже кольцевая развязкаИсточник: Иван Митюшёв
А вот пообщаться с местными обитателями не удалось, улицы оказались пустыннымиИсточник: Иван Митюшёв
Вот таким мы увидели Заостровье. Контрастным, на удивление благополучным и развивающимся. Здесь одинаково хорошо чувствуют себя жители советских панелек и дорогих особняков, а единственная проблема, на которую жалуются местные — отсутствие аптеки. Новые люди приезжают сюда за хорошей жизнью, а не из-за нужды, и планируют воспитывать в этом месте детей. Тут проходят фестивали, а туристы приезжают посмотреть на древние храмы. Видно, что у этого места есть будущее.
Источник: Иван Митюшёв
Источник: Иван Митюшёв
Источник: Иван Митюшёв
Источник: Иван Митюшёв
Ранее мы посещали Пирсы , Левый берег , Исакогорку , Бревенник , Кегостров , Пустошь и поселок Талаги .
Последние новости
О возрождении гражданского судостроения заговорили в Архангельске
http://dvinanews.ru Сдачу первых двух судов запланировали к середине 2025 года.
«Да, риск стагфляции высок». Экономист Наталья Зубаревич — о галопирующих ценах и однобоком росте зарплат
Мы задали наболевшие вопросы эксперту по региональной экономике 2024 год запомнится многим резким увеличением цен, но вот парадокс: официальные цифры инфляции на уровне 8–9% не поражают воображение.
Покупать вторичку или вложиться в новостройку? Архангельский риелтор рассказал о ситуации рынке в 2025 году
Как меняются цены на жилье и почему покупатели стали больше торговаться Новый год — новые начинания, покупки и вложения.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку