Митрополит Корнилий совершил вечерню с чином прощения в Михаило-Архангельском соборе
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 26 февраля, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье),
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 26 февраля, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), молился за вечерней и возглавил чин прощения в Михаило-Архангельском кафедральном соборе областной столицы.
За богослужением молились городские клирики, песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Татьяны Горшковой.
После отпуста вечерни глава митрополии произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у священнослужителей и верующего народа. Ниже приводим полный текст архипастырского слова.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Скоротечная река нашей жизни вновь привела нас, возлюбленные во Христе братья и сестры, в преддверие святого Великого поста!
Святая Церковь, как заботливая мать, заблаговременно начала готовить своих чад ко вступлению в подвиг поста и молитвы во дни Святой Четыредесятницы. За несколько недель до сего дня за богослужениями мы уже слышали сакраментальные слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». «На спасения стези настави мя, Богородице», — обращались мы к Божией Матери, чтобы Она Своим заступлением привела нас к покаянию перед Ее Божественным Сыном Господом нашим Иисусом Христом.
В неделю о мытаре и фарисее мы учились истинному покаянию. В назидание послужила нам притча о двух людях, вошедших в Храм помолиться. Гордую молитву, которую приносил фарисей, осудил Господь Бог, а смиренную молитву мытаря Господь принял. Когда мытарь молился, что он видел перед собой? Видел он лишь пол и обливал его слезами покаяния, говоря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Эту смиренную молитву принял Господь.
В следующую неделю мы слышали евангельскую притчу о блудном сыне. Он захотел уйти, взяв у отца часть своего имения, в далекую страну, где он вскоре расточил всё, что у него было, и после этого возвратился в отчий дом, раскаявшись перед своим отцом, который тепло принял его с любовью. Многие люди порой отступают от Господа и живут так, как им кажется правильным, а на самом деле всё дальше и дальше удаляясь от Бога. Но когда человек осознает свою греховность, в его сердце просыпается покаяние, он начинает вспоминать об отчем доме, о Господе Боге, и тогда со слезами раскаяния приходит в Церковь Божию и приносит чистосердечное покаяние. «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был», — говорит Господь Бог устами пророка Иезекииля. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Господь наш Иисус Христос, и в Евангелии мы читаем, что и об одном грешнике кающемся на небесах бывает радость.
В следующую неделю, которая именуется неделей о Страшном суде, мы слышали евангельское чтение в Котором Господь наш Иисус Христос говорит том, как будет совершаться Его Второе Славное Пришествие. Все пророчества сбылись на протяжении истории, осталось лишь одно — Второе Славное Христово Пришествие. Первый раз Господь пришел для того, чтобы призвать всё человечество ко спасению, Он дал нам евангельские заповеди, а второй раз Он придет для того, чтобы осудить этот мир. О том, как это будет происходить и говорит Господь: «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей, соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит одних по правую Свою сторону, а других — по левую». Первым он скажет «Приидите, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы накормили Меня; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня». «Когда же мы видели Тебя алчущим, жаждущим или нагим», — спросят его те, кто по правую сторону, и Он ответит, что всё, что сделали они для братий Его меньших, то сделали для Господа. Следуем ли мы этому закону милосердия и любви к ближним, спросит нас Господь Бог во Второе Свое и Славное Пришествие, когда будет судить этот мир.
Неверующие люди порой говорят, что Церковь зря пугает людей Страшным судом, в который они не верят. Но всё, что обещал Господь Бог, исполнилось в круговороте истории. Обещал Бог истребить допотопное человечество, стерев его вместе с грехами и пороками с лица земли водным потоком, и праведник Ной сто двадцать лет строил ковчег на суше, призывая людей к покаянию. Люди смеялись над ним, считая, что он безумец, ибо строит корабль на суше. Настало страшное время, пошел сорокадневный дождь, и только праведный Ной и те, кого он взял в ковчег, остались жить на земле. Священное Писание являет нам примеры, свидетельствующие о том, что Господь Бог может пременить Свой праведный гнев, движимый на грешников по их беззакониями, на милость, если люди приносят покаяние и обращаются к Нему. Господь Бог послал пророка Иону в Ниневию, чтобы объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена, и через сорок дней эта страна будет разрушена. После проповеди пророка Ниневитяне объявили пост и молились Господу Богу, и Он, видя их покаяние, сменил Свой праведный гнев, движимый на них, на милость. Многие пророки постились и молились Господу Богу. Постился Моисей на горе Синай, и был сподоблен Явления Божия и получил скрижали заповедей Божиих. Постился пророк Илия в пустыне вблизи горы Хорив, и Сам Господь явился ему в веянии тихого ветра и беседовал с ним. Постился Господь наш Иисус Христос на горе Искушений. Он не имел греха, страсти или порока, но показал нам пример истинного поста и молитвы к Небесному Отцу.
Сегодня Святая Церковь воспоминает изгнание Адамово из рая. Некогда наш прародитель нарушил заповедь Божию, ослушался Господа Бога и лишился Царства Небесного. Казалось, двери рая навеки затворены от человека, но пришел на землю Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, Который Своею смертию и Преславным Воскресением победил вечную смерть и открыл нам двери Царства Небесного. В сей воскресный день после Божественной литургии мы размышляли о евангельском чтении, в котором Господь наш Иисус Христос говорит такие сакраментальные слова: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». В молитве «Отче наш» мы произносим такие слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», то есть мы просим Господа Бога простить нам наши согрешения вольные и невольные и обещаем Ему, что простим ближним нашим. Промыслительно то, что Святая Христова Церковь в сей день призывает своих верных чад примириться друг с другом. Но это не значит, что мы должны просить прощения у каждого встречного. Самое важное — примириться с тем, кого мы обидели. Действительно, как говорит Священное Писание, мы порой в своем глазу бревна не видим, а в глазу брата и сучок замечаем. Недаром первый день святого Великого поста называется «чистый понедельник». Примирившись со всеми мы чистыми вступаем в поприще Святой Четыредесятницы. Неслучайно святитель Иоанн Златоуст предостерегает нас: «Если имеешь хоть одного врага, не дерзай подходить к Чаше Христовой».
На первой седмице Великого поста мы будем возносить Господу Богу сугубые молитвы и читать великий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского, в котором много раз повторяются такие слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Как же станем испрашивать у Бога милости, если сами не будем миловать и прощать ближних наших? В Киево-Печерском патерике есть такое предание. Жили два брата по духу — иерей Тит и диакон Евагрий, но однажды враг нашего спасения положил между ними вражду. Как бы другие братья не уговаривали их, они не могли примириться. Однажды иерей Тит сильно разболелся и, лежа уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении, и попросил передать диакону такие слова: «Прости меня, брат, ради Бога, что я гневался на тебя». Евагрий отвечал на это жестокими словами и проклятиями. Братия монастыря, видя, что Тит умирает, привели Евагрия насильно, чтобы он помирился. Больной же, увидев его, приподнялся немного, пав ниц ему в ноги, говоря со слезами: «Прости меня, отче, и благослови». Он же отказался перед всеми, сказав: «Никогда не хочу примириться с ним, ни в этой жизни, ни в будущей», и, произнеся это, тотчас упал замертво, а Тит вскоре встал со одра болезненного цел и невредим. После этого братия спросили Тита: «Что случилось?». Тит же рассказал так: «Видел я ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся гневу моему, и тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и, когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвым, мне же он подал руку и поднял меня».
Будем и мы с вами, возлюбленные во Христе братья и сестры, поступать благоразумно и постараемся в сей день примириться со всеми ближними и домашними, а наипаче с теми, кого мы оскорбили или обидели. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, что мы думаем или в том, что говорим нашим ближним, а ведь, как известно, словом можно убить или глубоко ранить человека. Поэтому Церковь сегодня и говорит нам о том, чтобы мы примирились со всеми нашими братьями и сестрами. Я как архипастырь у всех вас, дорогие мои, прошу прощения. Прошу прощения, возлюбленные мои чада церковные! Возможно, кого-то я не выслушал или не оказал кому-то помощи, может быть, словом, делом или помышлением согрешил против вас. У всех вас, дорогие мои, прошу прощения!
Благодатию и человеколюбием да простит всех нас Всемилостивый Господь и да благословит всех нас, вступающих в святой Великий пост!
Пресс-служба Архангельской епархии
Последние новости
Премия «Юрист года» вручена председателю Котласского городского суда
Котласский городской суд отметил выдающиеся достижения своего председателя.
Прямая линия с президентом: как россияне могут задать вопросы
Россияне имеют возможность напрямую обратиться к президенту страны.
Детская кардиология в России: итоги конгресса 2024
Обсуждены важные вопросы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний у детей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией