Митрополит Корнилий: Святые новомученики заповедовали нам хранить верность Русской Православной Церкви

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 5 февраля, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской,

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 5 февраля, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, совершил Божественную литургию в храме Новомучеников Церкви Русской на привокзальной площади в Архангельске.

Архипастырю сослужили городские клирики, пел мужской квинтет под управлением Антона Гафарова.

По окончании Литургии глава митрополии совершил заупокойную литию по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову.

После богослужения владыка обратился к прихожанам и духовенству с проповедью, полный текст которой приводим ниже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Вчера за всенощным бдением, дорогие отцы, братья и сестры, мы слышали такие слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Это значит, что впервые в этом году открыта богослужебная книга «Триодь постная», и мы вступили в подготовительные недели, предваряющие святой Великий пост Святой Четыредесятницы.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское чтение, в котором Господь наш Иисус Христос сказал притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Возможно ли было в ветхозаветные времена, чтобы в храм Божий вошли всего два человека? Нет, потому что Храм Божий был один, и там денно и нощно совершались все ветхозаветные установления. Когда этот Храм был построен, пророк Соломон, царь Израильский молился Богу Отцу такими словами: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь». Действительно, день и ночь приходили люди в этот огромный Храм, и в нем постоянно возносилась молитва. Но в притче Господь говорит лишь о двух людях, вошедших в Храм Божий. Это притча о всех нас, о всем народе Божием. Два человека — это образ человечества разделенного надвое: одни фарисеи, а другие мытари. Например, были два брата Каин и Авель, один был гордым, а другой смиренным. Гордость Каина не давала ему покоя о смиренном брате: почему его все любят, почему его любит Бог, почему его молитву Бог принимает, а мою не принимает!? На протяжении всей истории человечества происходит эта борьба гордого Каина и смиренного Авеля. И сегодня мы слышим притчу из уст Спасителя о фарисее и мытаре.

Гордый фарисей начал свою молитву такими словами: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». А что же мытарь? Он зашел в храм, осознавая свое недостоинство, он не видел вокруг себя ничего, лишь только пол, и обливал его слезами покаяния. Стоя вдали, он не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Гордую молитву фарисея, который знал Закон Божий наизусть, и который, на первый взгляд, вел богоугодную жизнь, Бог осудил и отверг. А смиренная молитва мытаря принята Богом. Мытарь был презираем людьми, потому что он собирал налоги в пользу Римской империи, которая в те годы оккупировала землю Израиля. Если человек по какой-то причине не мог оплатить налог, его хватали и жестоко наказывали, могли посадить в тюрьму до тех пор, пока за него не выплатят налог его близкие. Мытарь мог внести за должника свои деньги, но потом сродники этого несчастного человека должны будут вернуть мытарю вчетверо больше. Конечно же, люди относились к мытарям, как к грабителям, и этого не скрывали. Однако смиренную покаянную молитву мытаря принял Господь Бог, а гордую молитву фарисея, на первый взгляд добродетельного, Он не принял, ибо, как пишет святой апостол и евангелист Лука, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Приходя в храм Божий, мы должны осуждать себя и свои грехи, иметь покаяние в сердце и молиться словами мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» Мы порой видим и слышим всё вокруг, но не видим себя и свои грехи. Гордая молитва бывает отвергнута Господом Богом. Порой можно услышать, что кто-то говорит: «Как хорошо я сегодня помолился». Это безумные слова! Разве может сам человек оценить свою молитву? Оценить молитву может лишь Тот, Кому мы возносим молитву, Кто приемлет эту молитву, либо ее отвергает. Это Господь наш Иисус Христос, Который в Евангелии изрек нам притчу о мытаре и фарисее.

Подумаем о том, как мы проведем наступающий Великий пост, какую молитву мы будем творить в течение этого святого поста. Будем молиться, как молился фарисей, или будем молиться, как грешный мытарь, который осознал свою греховность и смирился перед Господом? Нужно помнить слова Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Со смирением и покаянием будем в предстоящем посту возносить свою молитву ко Господу Богу и будем верить и надеяться на милосердие Божие, что Господь примет нашу молитву, но не по нашим заслугам и достоинству, но по Своему неизреченному человеколюбию.

Сегодня нельзя умолчать о том, что ныне Святая Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Господь наш Иисус Христос трижды спрашивал апостола Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Он три раза отвечал: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя». Наша страна 900 лет своей истории жила в вере православной и в твердом уповании на Господа Бога, но в XX веке наступило страшное время, когда людей вынуждали отречься от Господа. Многие наши предки отказались сделать этот страшный выбор и ценой своей жизни сохранили верность Христу. Многие сотни архиереев, тысячи священнослужителей, монашествующих и мирян из разных городов и весей нашей огромной страны пролили свою кровь, но не отказались от Господа Бога, не изменили православной вере. Одного из мучеников спросили, почему он не хочет отказаться от Господа, и он ответил, что это невозможно, как невозможно отказаться от своего цвета кожи. Вопрос «Любиши ли Мя?» Господь задает каждому человеку, и мы должны отвечать: «Да, Господи, я люблю Тебя». Эта любовь заключается в исповедании православной веры. Святые новомученики и исповедники Церкви Русской до последней капли крови, до последнего издыхания свидетельствовали о правде Божией, и сегодня сей сонм святых мучеников у Престола Божия возносят молитвы за свое земное Отечество. Своим добрым подвигом они заповедовали нам хранить святую православную веру и всегда оставаться верными Русской Православной Церкви. Пусть Господь их молитвами утвердит и укрепит всех нас в стоянии за святое Православие, и в сегодняшнее нелегкое время их молитвенное предстательство да укрепит всех нас в вере во Христа Иисуса Господа нашего во веки веков. Аминь!

С престольным праздником поздравляю всех вас, дорогие мои!

***

В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской православные люди чтут память христиан, пострадавших от гонений безбожной власти после революции 1917 года.

Огромное множество людей были лишены свободы, гражданских прав, здоровья и даже самой жизни лишь за то, что веровали в Господа Иисуса Христа.

Священнослужители, монахи, миряне, принявшие мученическую кончину за Христа в послереволюционные годы, именуются новомучениками. Претерпевшие гонения, но оставшиеся в живых – исповедниками.

Празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской установлено определением Архиерейского Собора в 1992 году.

Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости

Обращение к Надежде Аркадьевне

Важное письмо для Надежды Аркадьевны

Бесплатные юридические консультации в Холмогорском районе

Жители получили квалифицированную помощь по правовым вопросам.

Развитие образовательной системы в России

Правительство запускает новые инициативы для улучшения качества образования.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Троицке на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *