Об искусстве, вере и грехе злословия
О том, что волнует многих, – в интервью со старшим священником коряжемского храма отцом Алексеем Мальцевым.
О том, что волнует многих, – в интервью со старшим священником коряжемского храма отцом Алексеем Мальцевым.
Уместно ли назвать священника творческим человеком? Если да, то это об отце Алексее. В Коряжме на новом месте служения он воплощает интересные проекты из своего богатого духовного багажа, накопленного в известном на весь мир центре христианского паломничества Дивеево. Оказывается, соблюдение строгих православных канонов вовсе не исключает организацию при храме спортивной секции, киноклуба и даже школы бальных танцев.
- Отец Алексей, ещё раз от имени коряжемцев позвольте поблагодарить за обустройство возле храма рождественского вертепа. Такой символ светлого праздника в нашем городе появился впервые...
- Всегда радостно его строить. Особенно при воодушевлённой помощи прихожан. Ребята из воскресной школы подключились, и вместе мы быстро справились.
- 15 февраля православные отметили Сретение Господне. Расскажите об этом празднике.
- В переводе с греческого «сретение» означает «встреча». Праздник знаменует сороковой день после рождения Спасителя, когда Пресвятая Богородица принесла Младенца Иисуса в храм. По традиции в этот день посвящаемый Богу новорожденный получал благословение. В храме Иисуса принял из рук Девы Марии Симеон, ожидавший этой встречи по небесному повелению 300 лет, названный впоследствии Богоприимец. Кстати, Сретение Господне отмечается и как день православной молодёжи.
- Как вы полагаете, веры в людях стало больше?
- Веры стало больше. В храм идут молодые, крестят своих детей, приводят к исповеди, причащают. Раньше замечалось у кого-то стеснение, неуверенность, сейчас этого всё меньше. Всё больше у людей потребности в посещении молитвенных служб.
- Есть люди истинно верующие, есть живущие с верой в душе, но не воцерковленные – не посещающие храм, а ещё есть верующие «на всякий случай» или «как нынче модно» – такое фарисейское отношение. Священник может распознать, кто есть кто?
- Конечно. По поведению, по общению. На исповеди, бывает, слышу, что грехов нет. Фарисейство, лукавство сразу видно.
- С какой из светских профессий (учителя, врача, психолога, служителя закона) можно сравнить труд священно-служителя?
- Наверное, все эти профессии соотносятся с трудом священника. И учитель, и психолог: надо понимать, как разговаривать с людьми, одни и те же слова можно произносить по-разному, смотря, к какому человеку они обращены.
Церковь называют больницей души. Значит, священник призван врачевать души. А грех – это ведь тоже преступление, только духовное. Оградить человека от греха – миссия священника. Человек может просто сказать: «Этого делать нельзя!», а церковь всегда всё объясняет: почему то или иное деяние – грех, какие могут быть последствия.
- Разговор о каком из грехов сегодня кажется вам особенно важным?
- О грехе злословия. В век информации очень наглядно людей нравственно и духовно нездоровых проявляет Интернет. Желание опорочить, назвать светлое тёмным – показатель того, что человек живёт без Бога в душе, без любви. Гордыня диктует желание возвеличиться способом унижения других. Недавно на одном из форумов увидел сюжет, как маленькая девочка подбежала к Владыке и обняла его.
Всё просто и понятно: добрый архипастырь относится с любовью к прихожанам, дети Владыку любят, девочка выразила свои эмоции. Для нормального здравомыслящего человека такая картинка – умиление. Читаю комментарии и впадаю в шок: «ребёнку промыли мозги», «заставили», «религия – опиум для народа» и т. д.
Отчего рождается грех злословия? В сердце человека нет добра, нет любви, он озлобляется на весь мир и стремится всё опорочить. А кто-то не ходит в храм, но по своей доброте и милосердию оказывает помощь нуждающимся, утешает кого-то в беде. Это и есть голос Бога, голос любви, потому что, цитируя Иоанна Богослова, «Бог есть любовь». Великий духовный просветитель XIX века Феофан Затворник сказал: «Если хочешь увидеть царствие небесное, загляни в своё сердце, царство Божие в нём».
- Давайте поговорим об искусстве. Сейчас многие авторы, театральные и кинорежиссёры обращаются к теме веры, жизни церкви. Часто эта тема отражается в комическом или трагикомическом ключе. Возьмём популярные фильмы «Непослушник» или «Монах и бес». Последний, признаюсь, в числе моих любимых. Это трагикомедия. В ней, противоборствуя, ссорясь и мирясь, два непримиримых противника приходят к согласию. Такие сюжеты и формы выражения религиозной тематики церковь приемлет?
- Понятно, что никто колокольню превращать в ракету по примеру «непослушника» не будет, и священник не может забыть о своём сане, и с бесом вести разговоры нельзя. Но если в таком контексте произведения транслируют победу добра над злом, то они однозначно к просмотру показаны.
Вы же помните финалы фильмов: бандит становится послушником, бес, потеряв монаха, ставшего ему другом и примером смирения, приходит в монастырь и просит самого тяжёлого послушания. Становление от плохого к хорошему – благая цель художественной интерпретации.
Кстати, при храмах в Нижнем Новгороде и Арзамасе у нас действовали православные киноклубы. Есть мысль и здесь создать такое объединение.
- Когда мы проводили первые Лонгиновские чтения, в них участвовали священники из приходов и даже монастырей. Один из них рассказал, что работа с молодёжью подвигла его к организации при монастыре сауны...
- Почему нет? Наверное, неплохо, если есть сауна. Главное, что в этой сауне происходит. Христос нам ничего не запрещает. Он говорит: «Ешьте, но не объедайтесь, пейте, но не опивайтесь». Важно понимать границы до той черты, переступив которую можно нанести вред душе. Сауны у нас не было, а вот спортивная секция успешно действовала, и школа бальных танцев тоже. То, что приносит пользу человеку, его физическому и духовному развитию, пусть будет.
- А может ли церковь дать рецепт для борьбы, например, с детской игровой компьютерной зависимостью?
- На одной из педагогических конференций, в которой мне доводилось участвовать, эта тема обсуждалась особенно горячо. Выступали эксперты, педагоги, говоря об опасности детского увлечения ужастиками, играми. И одна из психологов сказала: «Я своему ребёнку ничего не запрещаю. Я просто сажусь рядом и объясняю ему, почему это вредно, какие могут быть последствия.
Через определённое время он сам отказывается от кровавых игр и фильмов».
- На днях горожане и журналисты обсуждали проблему детского сквернословия. В редакцию поступило предложение спросить священника, как реагировать на детский мат.
- Использование мата отражает внутреннее состояние человека. Христос сказал: «Не входящее в уста сквернит, а исходящее из уст».
Запреты не помогут, но, возможно, поможет знание того, что матерные слова служили заклинаниями у последователей братоубийцы Каина для вызова нечистых духов. Церковное предание гласит, что эти заклинания сильно сокращали каинистам годы жизни.
- Спасибо, отец Алексей, за интересную и полезную беседу. Желаем, чтобы все ваши помыслы и чаяния в просветительских трудах и молитвах успешно исполнились.
- Спаси, Господи!
Надежда ИСМАЙЛОВА | Фото Никиты НАГИЛЕВА
Последние новости
Премия «Юрист года» вручена председателю Котласского городского суда
Котласский городской суд отметил выдающиеся достижения своего председателя.
Прямая линия с президентом: как россияне могут задать вопросы
Россияне имеют возможность напрямую обратиться к президенту страны.
Детская кардиология в России: итоги конгресса 2024
Обсуждены важные вопросы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний у детей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований