Не бывает небольших операций и маленьких наркозов
Лучшим анестезиологом-реаниматологом в этом году признана врач Архангельского онкодиспансера Елена Вашукова.
Лучшим анестезиологом-реаниматологом в этом году признана врач Архангельского онкодиспансера Елена Вашукова. С ней поговорила наш корреспондент Наталья Сенчукова.
— Регулярно видя самую грустную, тяжелую сторону жизни, мы и ценим ее по-настоящему, – говорит анестезиолог-реаниматолог Архангельского клинического онкологического диспансера Елена Вашукова. За 19 лет в профессии она ни разу не пожалела о своем выборе, несмотря на напряженный график, высочайшую ответственность, постоянную эмоциональную и физическую нагрузку.
В этом году на областном конкурсе профессионального мастерства среди медицинских работников Елена Юрьевна стала победителем в номинации «Лучший анестезиолог-реаниматолог».
Врач в четвертом поколении
Елена Вашукова медик в четвертом поколении. Прадед в годы Великой Отечественной войны работал терапевтом в военном госпитале, бабушка была врачом-рентгенологом. Отец – военный врач.
– Я росла и воспитывалась в военном гарнизоне, где папа был начальником медицинской части, – рассказывает Елена Юрьевна. – Тогда у меня и сформировалось впечатление, насколько это уважаемая и важная профессия. Отец никому не отказывал в помощи. Так что медицина для меня была очевидным выбором.
Анестезиологией и реаниматологией наша героиня заинтересовалась во время учебы в Северном государственном медицинском университете. С четвертого курса посещала студенческий научный кружок по этому профилю, а с пятого курса ходила на ночные дежурства в отделение реанимации вместе с сотрудниками кафедры и опытными врачами Первой городской больницы. И чем дальше погружалась в специальность, тем больше она ей нравилась. После окончания университета Елена Юрьевна поступила в клиническую ординатуру по анестезиологии-реаниматологии и параллельно работала в Первой городской больнице.
– Мне повезло, что я могла учиться у таких педагогов, наша кафедра анестезиологии-реаниматологи – одна из лучших в стране, – говорит Елена Вашукова.
Операционные сейчас похожи на кабину пилота
После окончания ординатуры в 2006 году Елена Вашукова пришла в онкологический диспансер, с тех пор она врач отделения анестезиологии- реанимации. В операционной сейчас работает в основном с хирургами отделения абдоминальной онкологии, которые проводят вмешательства на органах желудочно-кишечного тракта.
– Функцию желудочно-кишечного тракта после удаления какой-либо его части необходимо восстановить, – поясняет Елена Юрьевна. – Это серьезные многочасовые операции с пластическим компонентом, требуется большое мастерство как хирургов, так и анестезиологов. Каждый миллилитр проведенной инфузионной терапии, уровень обезболивания, глубина сна, адекватное кровоснабжение жизненно важных органов влияют на период восстановления после операции и позволяют профилактировать возможные осложнения. Операционные сейчас больше похожи на кабину пилота: масса мониторов, аппаратуры, которая позволяет держать под контролем все показатели, правильно их интерпретировать и корректировать.
Анестезиологию Елена Вашукова называет очень стрессовой специальностью. Пока пациент благополучно спит, врач рядом с ним в постоянном напряжении. Не бывает небольших операций и маленьких наркозов, каждое хирургическое вмешательство имеет свой процент возможных осложнений. Особенно когда речь идет о пациентах с сопутствующими хроническими заболеваниями. В обычной жизни эти диагнозы могут не причинять серьезных неудобств, та же гипертония хорошо контролируется с помощью лекарств, но как только человек подвергается операции под наркозом – благополучие может оказаться мнимым. Такие пациенты требуют особых усилий со стороны анестезиологов.
Помимо работы в операционной, Елена Вашукова дежурит в отделении реанимации и занимается развитием такого важного направления, как специализированное лечебное питание.
– Болевой синдром и проблемы с питанием характерны для большинства онкологических пациентов: до- и послеоперационных, проходящих химио- или лучевую терапию. На каждом этапе могут развиваться свои проблемы, – говорит доктор. – Для коррекции таких состояний требуются специализированные препараты лечебного питания. Уже более 11 лет у нас в диспансере существует служба, которая занимается этим вопросом. Одним пациентам требуется так называемое энтеральное питание, то есть смеси для приема через рот, зонд или гастростому. В более тяжелых случаях, когда человек совсем не способен питаться через желудочно-кишечный тракт или объем пищи незначительный, единственным спасением является внутривенное питание. Внедрение этих технологий на базе онкодиспансера значительно уменьшило процент осложнений после операций и на фоне противоопухолевой терапии, улучшило реабилитацию пациентов.
Точно знаю, что я на своем месте
Елена Вашукова уверена, что в медицине люди трудятся по призванию. Не получится ходить на работу в больницу через «не могу» и «надо». Можно иметь хорошую теоретическую подготовку, но заставить себя работать в такой серьезной обстановке, с большим количеством людей, у которых горе – нереально.
– Лечебное учреждение у нас специфическое, – отмечает Елена Юрьевна. – Мы не просто работаем с людьми, у которых тяжелый диагноз. Эмоциональное состояние наших пациентов тоже несет определенную нагрузку. В эту атмосферу так или иначе нужно вовлекаться, учиться в ней жить и работать. Пациенты отделения реанимации не всегда стабильные, состояние может резко меняться, так что прямо у постели больного нужно уметь быстро принимать единственно правильные решения.
Даже в плановой анестезиологии, во время осмотра и опроса пациентов перед операцией, в голове у врача уже формируется схема проведения анестезии, человеку даются рекомендации по подготовке, которые необходимо обязательно соблюдать. Срочная анестезиология – это вообще совокупность проблем, риски в ней гораздо большие.
– Медицина – это не только время рабочего дня, — продолжает Елена Вашукова. – Часто и за пределами больницы мы не забываем о работе: надо что-то обдумать, почитать, обсудить с коллегами. Обучение чему-то новому идет постоянно. Несмотря ни на что, я до сих пор не разочаровалась в профессии. Мне интересно, точно знаю, что я на своем месте. Мне сложно представить, чем бы я могла еще заниматься, кроме медицины.
Наталья Сенчукова
ИА DVINA29Последние новости
3D-печать в ремонте серводвигателей: миф или реальность?
Реальные возможности 3D-печати в ремонте серводвигателей.

Уплата государственной пошлины
Уважаемые участники судебных процессов! Обращаем внимание, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины,

В Госдуме захотели ограничить экспорт мяса в преддверии майских праздников
Вице-спикер Государственной думы России Борис Чернышов направил обращение главе Министерства сельского хозяйства Оксане Лут, в котором предложил ввести временное ограничение экспорта мясной продукции,

Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований